© Храмов Сергей Юрьевич
Чувашская республика, г.Чебоксары
chramov1@rambler.ru

 

 

На этом сайте представлена

общая информация

о моем проекте - издания

статьи о Второй мировой войне.

Статья состоит  из девяти частей по принципу "вопрос-ответ". По этой причине ее можно начать с любого места и с любой части (но рекомендуется последовательно).

 

Первая книга, состоящая из частей I-II, издана в мае 2015 года - к 70-летию Победы.

 

В июне 2017 года издана вторая книга, включающая в себя III-V части.

 

Третья книга, состоящая VI-части,

издана 25 июня 2020 года - на следующий день после Парада Победы, посвященного 75-летию Победы.

 

Четвертая книга, состоящая из VIII-й части, издана  27 апреля 2021 года.

 

С уважением, Храмов Сергей Юрьевич, г.Чебоксары

 

chramov1@rambler.ru

 

 

Рецензия на фильм "Мы из будущего"

 

РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «МЫ ИЗ БУДУЩЕГО»

 

С точки зрения исторической действительности в этом фильме много неточностей. Например, лишь по немецким крестам и серому цвету можно догадаться, что немецкие танки действительно немецкие. Также неверен факт, что советские танки Т-34 с длинноствольным 85-мм орудием использовались в 1942 году, так как Т-34 с таким орудием появились на фронте они лишь в конце 1943 года (до этого на Т-34 применялись короткоствольные 76-мм орудия). Или, другой пример, с трудом верится в то, что немцы заперли в деревянном сарае пятерых советских пленных солдат, поручив охрану этого сарая всего одному часовому. Есть ещё ряд мелких исторических неточностей, но не это главное в фильме.

Главное достоинство фильма – это его достоверность с точки зрения атмосферы войны, исключительная точность с точки зрения психологической справедливости и актуальность для современной России (по состоянию на 2008 год). С точки зрения исторических событий фильм примечателен следующим.

1. Фильм «Мы из будущего» весьма реально показывает прошедшую войну со всеми её ужасами и радостями.

Фильм показывает, что война – это трагедия для обеих противоборствующих сторон, «мясорубка» как для советских солдат, так и для немцев: во время боя смерть подстерегает любого его участника; как среди советских солдат, так и среди немецких есть те, кто, рискуя собственной жизнью, спасает в бою своих раненых товарищей…

 

2. Фильм хорошо раскрыл главную особенность Второй мировой войны – для советских солдат понятие «Родина» в этой войне была важнее жизни.

Когда старший лейтенант приказывает двоим солдатам проползти к немецкому доту и уничтожить его, те наотрез отказываются, так как это для них равносильно пойти на верную смерть. На все угрозы лейтенанта привлечь их к трибуналу, то есть фактически к расстрелу, солдаты, тем не менее, отказываются ползти к доту. Видя, что ребята действительно не пойдут к доту из-за страха за свою жизнь, лейтенант в сердцах сказал, что воевать то надо, надо же кому-то Родину защищать. Последние слова лейтенанта имели решающее воздействие – действительно, если каждый солдат своей жизнью станет дорожить больше, чем интересами защиты Родины, то тогда немцев не победить. После этой фразы ребята взяли гранаты и поползли к доту, потому что лишь уничтожив дот, можно было начать атаку…

 

С точки зрения психологии фильм примечателен следующим.

1. Никогда нельзя бросаться словами. Раз что-то сказал, то сдержи своё обещание.

Человек по прозвищу «Череп» просто ляпнул старушке, что найдет и вернет серебряный портсигар её сына с надписью «За преданность революции». Когда четверо ребят попали в прошлое (через озеро), их первым желанием было вернуться обратно в будущее. Но ведь они обещали старушке найти портсигар её сына, и, оказавшись в прошлом, у них появилась реальная возможность найти этот портсигар. Попытка уйти из прошлого, не сдержав обещание старушке, оказалась безуспешной. В какой-то момент они поняли, что пока они не найдут портсигар, то бесполезно убежать из прошлого (ныряя в озеро). Даже за простые слова надо держать ответ, и четверым ребятам для возврата в будущее ничего не оставалось, как найти обещанный портсигар…

2. Честь и достоинство важнее собственной жизни. Для человека лучше умереть, но сохранить свою честь, это во-первых. Во-вторых, право на жизнь получает лишь тот, для кого сама жизнь не является самым ценным. Если для человека жизнь самое ценное, если ради своей жизни он готов поступить безнравственно, то такой человек не имеет права на жизнь, это во-вторых. Оба эти момента показаны в фильме. Рассмотрим их.

Четверо ребят, попав в прошлое, поняли, что смогут вернуться обратно в будущее лишь при условии, что найдут серебряный портсигар сына старушки (Дмитрия Соколова) и передадут его старушке. Немцы, поймав их в плен, на ночь заперли в избушке, пообещав на следующий день расстрелять. В этой избушке оказался ещё один пленный тяжелораненый советский солдат. К немалому удивлению ребят, этим советским солдатом оказался не кто иной, как сын той старушки Дмитрий Соколов. На вопрос, а нет ли у него серебряного портсигара с надписью «За преданность революции», Соколов как раз достает этот самый портсигар. Соколов говорит, что портсигар очень ценен для него, так как этот портсигар в годы Гражданской войны его отцу подарил сам командарм Буденный, а отец в свою очередь подарил ему, когда провожал на фронт. Ребята с жадностью рассматривают портсигар, понимая, что лишь имея на руках этот портсигар, они смогут вернуться обратно в будущее. И сразу же они разделились на два лагеря. Один, понимая, что Соколов портсигар сам не отдаст, вполне логично говорит: «Не отдавай!» Второй, для которого понятие чести ещё не потеряно, считает неправильным взять без спросу забрать чужой портсигар, поэтому требует: «Отдай!» Первый опять повторяет: «Не отдавай!», но второй по-прежнему настаивает: «Отдай!» Третий, будучи в наше время неонацистом по прозвищу «череп», самый сильный физически, державший в руках портсигар, делает исключительно тяжелый для себя выбор – отдает портсигар Соколову, тем самым лишая себя и своих друзей возможности вернуться в будущее.

Далее происходит ключевой момент. Оказывается Соколов, пытаясь сбежать, уже вырыл готовый подкоп, но сам из-за ранения бежать не может. Он показывает этот подкоп ребятам, предлагая бежать немедленно. Когда трое выбрались наружу, Соколов неожиданно предлагает последнему оставшемуся в избушке взять его портсигар, прося о том, чтобы он передал портсигар его матери…

Когда четверо ребят выбрались наружу, немецкий охранник услышал подозрительный шум. Охранник уже готов был пойти в сторону ребят, спрятавшихся позади избушки, но в этот критический для них момент выручает оставшийся в избушке Соколов, поняв опасность для ребят, нарочно несколько раз громко кашляет, тем самым отвлекая внимание немецкого охранника на себя. Пока охранник открывал дверь и выяснял что да как, ребята успели убежать на безопасное расстояние и в итоге вернуться к своим.

Во всей этой истории следует обратить внимание на тот факт, что если бы ребята в избушке не отдали портсигар обратно, то в этом случае Соколов, разумеется, не показал бы им вырытого подкопа. Без подкопа ребята не смогли бы сбежать, а на следующий день их расстреляли, как и обещал им немецкий офицер. Таким образом, если бы для ребят такое понятие как жизнь оказалось бы важнее чести и порядочности, то этой самой жизни они лишились бы утром следующего дня. Но честь и порядочность для них всё же оказалась важнее жизни, поэтому ребята получили право на саму жизнь – Соколов не только показывает спасительный для них подкоп и отдает свой портсигар, но затем отвлекает немецкого охранника…

3. Человек может меняться в лучшую сторону. Это не всегда получается, это очень редко получается добровольно, но в чрезвычайных ситуациях такое возможно.

Четверо молодых ребят занимались тем, что искали и продавали ордена и медали времен Великой Отечественной войны. При этом их не интересует, какой ценой заслуживались эти ордена, как погибали их деды за спасение своей Родины – их интересовали лишь деньги от продаж этих орденов. Более того, в свободное время они интересовались не героизмом русских солдат, а историей Третьего Рейха: один зачитывается мемуарами немецкого генерала, другой не скрывает своё восхищение Гитлером и мечтает о том, чтобы найти немецкий пистолет. Между работами все четверо слушают не что иное, как немецкие песни времен войны. Никто из них в своих разговорах ни разу не упоминает Родину, и когда какая-то старушка говорит, что в этих местах погиб её сын, все лишь усмехаются между собою над её трагедией. При известии о гибели сына их первым желанием оказалось не сочувствие, а желание побыстрее избавиться от неё, чтобы не мешала им дальше «работать»…

Но война изменила этих ребят. Побывав на фронте наяву, увидев своими глазами, что такое война, поняв, какою ценой досталась победа советских солдат над нацистской Германией, ребята изменились. Сразу же после возвращения из прошлого, неонацист первым делом стер на своей руке свастику. Их главный лидер («Борман») сердцем почувствовал, что ранее простые черно-белые фотографии, которые они часто находили вместе с медалями, не просто фотографии людей той поры, а судьбы тех, которые во время войны кого-то любили, которые ценою собственной жизни кого-то спасали от смерти, которые воевали, отдавая всего себя ради Победы, ради того, чтобы их дети и внуки, в том числе и они сами, получили право на жизнь и смогли пройтись по родной земле…

4. Не все люди могут измениться в лучшую сторону, а лишь те, для которых такое понятие как честь имеет значение.

В фильме показаны две группировки «черных»: одна под управлением Ашота и другая под управлением «Бормана». Группа Ашота не считается ни с каким нормами – зная, что данный участок земли уже выбран другой группой, Ашот и его люди, тем не менее, всё равно занимают этот участок, грубо нарушая тем самым неписанный закон среди «копателей»: не занимать чужие участки. Ашот и его люди, которым не только наплевать на такие понятия как Родина и Отечество, наплевать даже на неписаные законы копателей, а потому они не могут измениться, и попади эти ребята в прошлое, они бы там и остались…

Группе «Бормана» тоже плевать на патриотизм и Отечество, но понятие чести они ещё в себе чуть-чуть, но сохранили. Когда вначале фильма «Борман» продает медали и ордена, покупатель предлагает сбавить на некоторые из них цену. «Борман» отказывается, ссылаясь на то, что уговор есть уговор. После продажи всех медалей и орденов, покупатель неожиданно для себя обнаруживает, что некоторые медали «Борман» мог продать в несколько раз дороже, но он, тем не менее, не поднял на них цену. Более того, покупатель понимает, что «Борман» мог намного больше получить, если бы тот «заломил» цены. «А с тобой приятно иметь дело», – подытожил покупатель, подчеркнув тем самым порядочность «Бормана» в вопросах бизнеса.

Есть ещё один момент, который показал, что понятия нравственности для «Бормана» ещё не исчезли полностью. Когда два человека его группы решили стрелять из боевого пистолета по откопанным черепам погибших советских солдат, используя черепа в качестве своих мишеней, «Борман» категорически запретил им это делать. «Борман» не смог объяснить своим друзьям, почему нельзя стрелять по черепам, но всё же настоял на своем…

Группа Ашота – это группа, для которых понятие нравственности и чести вообще перестали иметь какое-то значение, для них главным счастьем стали деньги, и поэтому ребята этой группы вряд ли изменились бы в лучшую сторону, попади они в прошлое.

Группа «Бормана» – это группа, для которых понятия нравственности и чести тоже перестали иметь значение, но оно всё же сохранилось ещё внутри компании, а также в бизнесе. Скорее всего, группа «Бормана» через десяток лет стала бы такой же, как и группа Ашота, но пока у них ещё остались хоть какие-то понятия нравственности и чести, их души можно спасти и изменить в лучшую сторону, и потому именно эта группа должна была попасть в прошлое…

С точки зрения актуальности фильм примечателен тем, что он хорошо показывает интересы современной молодежи – современная молодежь интересуется всем, но только не Отечеством. Один («Спирт») постоянно слушает зарубежную музыку агрессивного стиля, и в подражании популярным певцам отрастил длинные волосы. Второй («Чух») каждую свободную минуту проводит за компьютерными играми, поэтому у него всегда с собой ноутбук. Третий («Череп»), «охотник» за женщинами, открыто восхищается Гитлером, читает «Майн кампф», старается подражать во всём «арийцам» и, не стесняясь, носит футболку со свастикой. Четвертый («Борман»), хотя и изучает историю войны, но только для того, чтобы выгоднее продать найденные медали и ордена. Ему безразлична судьба Отечества и те, кто её защищает, поэтому не случайно в начале фильма, идя на встречу с покупателем, он прорывается прямиком сквозь строй марширующих суворовцев, хотя ничего не стоило подождать каких-то 20-30 секунд…

И, наконец, ещё одна очень важная тема, которую поднял режиссер этого фильма. Оказывается, современная молодежь резко отличается от молодежи военных лет. Чем же она отличается? Попадая в 1942 год, лидер этих ребят влюбляется в санитарку, и в разговоре с ней чётко обозначает главное отличие молодежи военных лет от современной: «У вас есть душа, сердце…»

Храмов Сергей Юрьевич, август 2008 год.